На прошедшей
неделе парламент пополнил список кодифицированных актов законодательства
Налоговым кодексом. В нём оказались собраны разрозненные до этого по десяткам
законов нормы, регулирующие взаимоотношения плательщиков налогов с одной
стороны, и бюджетов различных уровней с другой. Необходимость
принятия подобного документа напрашивалась давно. Кто сталкивался, тот знает,
что для правильного применения налогового законодательства необходимо было
знать десятки законов и подзаконных актов, сотни инструкция, порядков,
положений. Поэтому кодификация этих норм носит в целом положительный характер. Несмотря на
это, тысячи представителей малого и среднего бизнеса собрались под стенами
Верховной Рады с целью помешать принятию Налогового кодекса в том виде, в котором
он был представлен на рассмотрение парламенту. Предприниматели заявляли что они
будут вынуждены уйти «в тень», не смогут рассчитываться по кредитам и
перестанут платить налоги. Но позиция власти была непреклонна – те, кто вышел
на улицы, просто не привыкли работать в рамках закона. Премьер-министр заявил,
что уважает собравшихся, но решение будет принято в интересах большинства
общества. В итоге Налоговый кодекс был принят парламентом. На фоне этих
событий сложно дать общую характеристику документа, тем более, что на
сегодняшний момент кодекс ещё не подписан президентом и не опубликован.
Остановимся лишь на некоторых явных моментах, которые затронут жизнь каждого
украинца, а не только представителей бизнеса. В первую
очередь обратим внимание на повышение акцизов на топливо – газ, дизтопливо,
бензин. Из-за этого стоимость бензина с начала 2011 года увеличится примерно на
50 копеек, а на газ на 25 копеек. В первую очередь это ударит по карман граждан,
активно использующих автомобиль, и перевозчикам. Затем, с некоторой инерцией,
примерно через квартал, и по всем остальным, поскольку подорожает и проезд в
общественном транспорте, и перевозка товаров, что скажется на конечной
стоимости товаров для потребителя. Транспортный
сбор теперь будет уплачиваться одни раз – при первой регистрации автомобиля.
Примечательно, что для новых автомобилей он не изменился, а вот подержанные
авто заметно подорожают. При постановке на учёт подержанного авто не старше 8
лет к транспортному сбору будет применён коэффициент 2, а если авто старше 8
лет, то коэффициент уже 40! Серьёзнейшие изменения
произошли в упрощённой системе налогообложения. Во-первых, этот вид
налогообложения не доступен юридическим лицам, во-вторых физическим
лицам-предпринимателям, тоже станет работать заметно труднее: Максимальный оборот без
кассового аппарата - 300 000 грн. в год (было 500 000 тыс. грн.) Максимальный оборот с
кассовым аппаратом – 600 00 грн. в год. Общее число наёмных
работников, с учётом членов семьи – 4, для ресторанного бизнеса 8 (было 10 для
всех). Как и ранее, ставки
единого налога устанавливаются местными органами власти в зависимости от видов
деятельности в следующих рамках: - при работе в населённом
пункте с численностью населения до 150 тыс. жителей – от 20 до 200 грн.; - при работе в населённом
пункте с численностью населения от 150 тыс. до 500 тыс. жителей – от 20 до 400
грн.; - при работе в населённом
пункте с численностью населения свыше 500 тыс. жителей – от 20 до 600 грн.; - если предприниматель
работает не по месту регистрации, ставка налога устанавливается в размере 600
грн. На упрощённой
системе налогообложения не могут находится предприниматели, осуществляющие
следующие виды деятельности: а) деятельность
в сфере развлечений; б)
производство и розничная продажа подакцизных товаров (кроме деятельности
физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин); в)
производство и розничная продажа горюче-смазочных материалов; г) добыча,
производство и другие виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными
камнями, в том числе органогенного образования, которые подлежат лицензированию
согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной
деятельности"; ґ) добычу и
реализацию полезных ископаемых; д) финансовую
деятельность; е) операции с
недвижимым имуществом; є) оптовую
торговлю и посредничество в оптовой торговле; ж)
деятельность по предоставлению услуг в сфере телерадиовещания согласно Закону
Украины "О телевидении и радиовещании"; з)
деятельность в сфере наземного, водного, авиационного транспорта,
предоставление дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций
(кроме деятельности такси, деятельности нерегулярного пассажирского транспорта
и деятельности автомобильного грузового транспорта); и)
внешнеэкономическую деятельность, кроме экспорта программного обеспечения и
услуг по удалённой поддержке программ и оборудования, разработки снабжения и
обновление программного обеспечения, предоставлением услуг в сфере
информатизации; і)
деятельность по предоставлению услуг почты и связи; ї)
деятельность по проведению расследований и обеспечения безопасности; й)
деятельность в сфере права; к)
деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; л)
деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии; м)
деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и
управления; н)
деятельность по управлению предприятиями, вспомогательную деятельность в сфере
государственного управления; о) рекламную
деятельность; г) технические
испытания и исследования; р) подбор и
обеспечения персоналом; с)
деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и
антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями
искусства, предметами коллекционирования или антиквариата; т) розничную
торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных
камней органогенного образования, полудрагоценных камней, обработанным та
необработанным драгоценными камнями; у) розничную
торговлю бывшими в употреблении товарами, товарами " секонд-хенд"; ф) розничную
торговлю через сеть Интернет; х) розничную
торговлю через торговые автоматы. При этом парламентарии
выступили против значительного повышения ренты на добычу нефти и газа, не
менявшуюся в течение как минимум трех лет. В частности, они выступили против
повышения ренты на добычу газа, а ренту на добычу нефти повысили всего в 1,18
раза, вместо предполагавшихся ранее 1,4 раза. По данным экспертов, такое
повышение ренты на добычу нефти по сравнению с первоначально планируемым приведет к недополучению
бюджетом 3,4 миллиарда гривен в год. Вряд ли эта сумма окупится повышением
единого налога и усложнением учёта для мелких предпринимателей. Выводы в
отношении документа пока ещё делать рано, необходимо дождаться подписания
президентом и опубликования Налогового кодекса. Ясно только то, что в этом виде
он разгонит маховик инфляции, не создав при этом дополнительных товаров или
услуг, что отрицательно скажется на благосостоянии каждого украинца.
|